Непаханое поле

Непаханое поле

В ближайшие пять лет в стране будет повсеместно вводиться система маркировки товаров. Под контроль попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов. Зачем это делать и к чему уже сейчас нужно готовиться бизнесу? Разбираемся в этом вместе с Юрием Акуловым, исполнительным директором «БелИнфоНалог».





О внедрении системы маркировки власть задумалась еще год назад. 28 апреля 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 792-р. Оно утверждает список из 10 позиций – определенные группы товаров, которые подлежат обязательной маркировке с 1 января 2019 года. В пояснительной записке говорится, что целью этого нововведения является снижение оборота контрафактной и контрабандной продукции.

Первым шагом к маркировке товаров было внедрение ЕГАИС в продаже алкогольной продукции. В 2016 году была разработана отдельная система, подчиненная Росалкогольрегулированию. В целом эта система позволяет отслеживать всю цепочку движения алкоголя от поставщика или дистрибьютора до конечного потребителя, и не позволяет продавать контрафактный товар. Следующим этапом – с 1 января 2017 года – стал так называемый ШУБАИС – маркировка изделий из натурального меха. На тот момент годовой оборот шубного рынка насчитывал около 70 тысяч единиц. И введение маркировки должно было вывести на «белый свет» еще столько же проданных «в-черную» изделий. В результате план перевыполнили в десять раз – из нелегального оборота вывели 700 тысяч единиц изделий из меха.


Мы разобрались и пытаемся донести информацию до предпринимателей через индивидуальные консультации или масштабные конференции.

Кстати, внедрение ЕГАИС так и не вытеснило контрафактный алкоголь с прилавков магазинов. Все что удалось сделать системе – это убрать алкоголь с прилавков аптек и сделать контрафакт дешевле на стоимость акцизной марки. При этом, наличие акцизной марки не является гарантией, что в бутылке алкоголь надлежащего качества. Кроме того, благодаря ЕГАИС, рынок алкогольной продукции монополизировался – были вытеснены мелкие поставщики, уступив место крупным игрокам. Точной статистики по смертности от употребления контрафактного алкоголя нет. Но есть один бесспорный плюс – внедрение системы обеспечило дополнительное поступление в бюджет более 150 млрд рублей.


Еще одним шагом в сторону массовой маркировки товаров стала система «Меркурий», к которой с 2017 года должны были подключиться все производители и продавцы молочных продуктов, мясных изделий и кормов для животных. Таким образом, обеспечивалась прозрачность всего пути поступления мясомолочной продукции – от производителя до конкретного прилавка. Другими словами, «Меркурий» – это аналогичная ЕГАИС система отслеживания товаров (всего порядка 25 групп, полный их перечень есть в приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648). И по аналогии с ЕГАИС «Меркурий» тоже должен принести свои плоды в виде дополнительных миллиардных поступлений в бюджет.


Теперь — маркировка и чтобы иметь возможность реализовывать подлежащую маркировке продукцию, производители, поставщики и розничные продавцы обязаны будут зарегистрироваться в единой информационной системе маркировки товаров.



- Юрий, как Вы готовите своих клиентов к очередным изменениям?


- Да, наши клиенты пережили ни одно нововведение. Еще не успели привыкнуть к онлайн-кассам или ЕГАИС, как вышло постановление о повсеместной маркировке товаров. Что ж, решение принято, мы подчиняемся и помогаем компаниям разобраться в новой системе. Как правило, на старте любой реформы информации крайне мало. Возьмем маркировку — долгое время мы опирались лишь на Распоряжение Правительства, где был указан список товаров. И этот документ не давал ответов на все вопросы. Но мы разобрались и пытаемся донести информацию до предпринимателей через индивидуальные консультации или масштабные конференции.


- Чем отличается новая система маркировки от предыдущих?


- Тем, что не стали изобретать очередной велосипед, а решили использовать уже имеющиеся решения. Например, счета-фактуры из электронного документооборота (ЭДО). Этот инструмент доступен уже много лет, но практика показывает, что им пока мало кто пользуется. Люди продолжают работать по старинке с бумагой. С внедрением новой маркировки ЭДО станет обязательным.


- В чем причина такого сопротивления электронному документообороту?


- Кроме субъективной причины – сопротивления всему новому, есть и причина объективная. Дело в том, что операторов ЭДО много, а система их взаимодействия друг с другом так и не сложилась. Согласно закону, операторы могут взаимодействовать только через предоставленный единым оператором роуминг. Поскольку роуменговый оператор – это коммерческая структура, то было не ясно, на чем зарабатывать. Счета-фактуры на прием для всех бесплатные, а стоимость отправки на уровне банковской платежки – в среднем порядка 20 рублей. Если сравнить с почтовой пересылкой печатных документов, то для клиента это те же затраты. А вот для оператора, обеспечивающего роуминг передачи электронных документов, не было никакой финансовой мотивации в развитии этой услуги. Да и государственной поддержки не было. Потому ЭДО пока остается в зачаточном состоянии. Опять же до повсеместного внедрения маркировки.


- Разве маркировка табачной продукции не была введена в прошлом году?


- Это был пилотный проект, такой весьма успешно пущенный пробный шар. И есть ряд производителей сигарет, которые уже сегодня маркируются. А с 1 июля этого года все без исключения производители и продавцы табачной продукции должны реализовывать только маркированный товар. Не ясно только, кто будет это контролировать. Если внедрение онлайн-касс было под контролем ФНС, внедрение ЕГАИС контролировало Росалкогольрегулирование, а система «Меркурий» – под Минсельхозом, то до сих пор не вполне понятно, кто будет следить за маркировкой других групп товаров. На сегодняшний день есть пока только распоряжение правительства и поправки в различных федеральных законах.


- Может, массовая маркировка обречена на провал?


- Я так не думаю, исходя из опыта внедрения онлайн-касс. Это самый рентабельный проект налоговой инспекции за последние годы. Рынок в целом «отбелили». Результативность настолько впечатлила, что развеяла сомнения даже самых закоренелых скептиков. И все надежды по поводу отмены онлайн-касс исчезли. Возможно, в этом году внедрение разделят еще на четвертый этап, куда уберут тех самозанятых, кто занимается производством товаров. Либо же переведут их на сдачу электронной отчетности через телефон. Можно, конечно, дожидаться июня и потом массово ломиться за кассами, но лучше подумать об этом заранее. Хотя, после первых двух волн мы морально готовы к июньскому штурму.


banner_bin_kkt.jpg


- Что из себя представляет код маркировки?


- Это уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки. Выглядит это, как QR-код, только меньших размеров. В этом коде должна содержаться полная информация о товаре, которая при сканировании отражается в программе и в момент продажи передается оператору фискальных данных. Это такие сведения, как страна и фирма-изготовитель, импортер, дата изготовления, срок годности, свойства и состав продукта, особенности эксплуатации.


- На каком ресурсе будут производиться эти уникальные коды для маркировки?


- На сегодняшний день на рынке пока только одна компания предоставляет услугу по формированию уникального кода маркировки на каждую единицу продукции. Это Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на основе государственно-частного партнерства для реализации глобальных проектов в цифровой экономике. ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). Как утверждают создатели,

Единая национальная система цифровой маркировки сделает товарный рынок страны транспарентным и даст гарантии в подлинности товаров. Для реализации проекта была создана дочерняя компания Оператор-ЦРПТ.


Маркировка же избавляет от вольной трактовки товаров, приводя информацию о них к единому стандарту в справочнике единой номенклатуры. И это несомненный плюс.



- То есть по сути рынок маркировки монополизирован уже на старте?


- Скорее всего, по мере внедрения массовой маркировки будут появляться и другие операторы, как это произошло в процессе внедрения онлайн-касс. Конкуренция же, в свою очередь, даст толчок для развития бизнес-решений, улучшения функционала, оптимизации финансовой нагрузки. Кстати, что касается стоимости уникального кода маркировки, то это вряд ли отразится на себестоимости. Что нельзя сказать о конечной цене товара. Точно не превысит расходы на эквайринг, который сегодня обходится от 2,8 до 4,5 процентов от проведенных платежей. Кто-то из продавцов это списывает из собственных средств, а кто-то возлагает на плечи покупателя.


- Что ваша компания может предложить клиентам?


- По-хорошему, продавцам табака надо решить до 1 июля, как быть со складскими остатками товара без маркировки. Как правило, оптовики все уже предусмотрели. Они, как передаточное звено, всего лишь принимают товар с завода и передают конечному продавцу с накладными, в которых указаны коды маркировки. Им даже оборудования специального не нужно. Разве что на приемке для контроля наличия кодов. А вот конечным продавцам придется дополнительно настраивать оборудование для передачи данных оператору фискальных данных.


Что из себя представляет обычный табачный ларек? Это в лучшем случае простенькая автономная онлайн-касса. А теперь касса должна анализировать код маркировки и хотя бы через самую простую товароучетную систему выгружать данные оператору. И если с первой проблемой – получением кодов маркировки – предприниматель сможет справиться самостоятельно. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ЦРПТ, заказать, оплатить и получить коды и нанести их на товар. А вот для проводки накладных с кодами необходим переход на электронный документооборот. И в этом вопросе мы уже много лет прекрасно справляемся. Все установим, настроим, покажем и обучим. Кроме того, у нас можно льготно заменить онлайн-кассы, купленные в первую волну, функционал которых для маркировки не подходит. Хотя, 90% онлайн-касс адаптированы для этого.


К тому же, «БелИнфоНалог» единственная компания в Белгородской области, которая получила право транслировать всероссийскую конференцию: «Маркировка табака для ритейла». На ней выступят представители Минпромторга, Честного знака, ЦРПТ и АТОЛ. Главная площадка развернется в Москве, а для регионов специально организуют онлайн-канал, по которому можно послушать выступления спикеров и задать им вопрос. 


banner_bin_markirovka.jpg


- Кроме дополнительных расходов для бизнеса, есть плюсы у массовой маркировки товаров?


- Когда в 2017 году мы только начинали продавать онлайн-кассы, было известно, что с 2021 года любой продавец товара, независимо от системы налогооблажения, обязан в чеке указывать всю информацию о товаре. Тогда еще было не понятно, откуда брать информацию, из какого единого справочника? Маркировка же избавляет от вольной трактовки товаров, приводя информацию о них к единому стандарту в справочнике единой номенклатуры. И это несомненный плюс.


Кроме того, как только производитель начинает понимать, как реализуется товар, ему становится легче планировать производство и отгрузку. Во-вторых, важно понимать, что маркировка – это не просто набор сведений, который включает уникальный номер упаковки. К примеру, на продуктах питания это может быть срок годности, что автоматически исключает продажу просроченной продукции. А это уже плюс для потребителей.


И, пожалуй, самый главный плюс в том, что легальный бизнес получает возможность расширить свою долю за счет ухода с рынка тех, кто работает в серую. В связи с этим есть даже мнение, что маркировка может стать драйвером для снижения цен на товары. Поживем – увидим. А пока мы стоим на краю непаханого поля. А потому – привычно улыбаемся и пашем.  


Источник: РБК+





Подробнее о системе маркировки, сроках и перечне товаров читайте в нашей статье:

"Маркировка товаров. Как подготовиться?"








Читайте также: 


11.04.2019

Возврат к списку